Не подлежат призыву на военные сборы женщины. Это общее правило ст55. Но по мнению юристов, лицо женского пола с военно-учетной специальностью, может прийти в территориальное управление и попросить, чтобы ее привлекли к прохождению военных сборов. Если посмотреть комментарии к этой норме, может быть вызвана необходимостью конкретной воинской части в наличии военно-учетной специальности, которая есть у лица противоположного пола. И привлечение ее к сборам не будет считаться нарушением НПА, изданного в нашей в настоящей редакции.
Во 2 пункте статьи установлены основания освобождения от военных сборов. По всей видимости, список освобожденных лиц, указанных в федеральном законе, закрытый. Это означает, что больше никто, кроме указанных лиц, не может быть получить освобождение от военных сборов 2024. С перечнем можно ознакомиться в N53 федеральном законе Российской Федерации.
Можем остановиться на самых распространенных основаниях, в отношении которых клиенты задают вопросы. Освобождение граждан от военных сборов получают мужчины, которые были забронированы органами госвласти, ОМС в мобилизационный период и в ВВ. Пришел клиент, работающий в одном из научных подразделений под «Ростех». Он интересовался, имеет ли освобождение от военных сборов. Да, для таких категорий работников от его предприятия выдается бронь на период мобилизации.
Освобождение от военных сборов по состоянию здоровья возможно. Для этого, обратим внимание на ст. 55, п. 2. Положение закона РФ содержит перечень уважительных причин, по которым люди освобождаются от сборов. Например, приходит человек в комиссариат, имеющий заболевание, которое не дает ему работать. Он получает освобождение от призыва на военные сборы. Кроме того, граждане, подлежащие призыву на военные сборы, могут быть освобождены, если у близкого родственника тяжелое состояние здоровья.
Статья 55 освобождение от военных сборов указывает пользователям на уважительные жизненные обстоятельства. И самое интересное, список таких причин не является закрытым. Вот медицинское освобождение от военных сборов понятный и логичный процесс. Гражданин может туда не попасть из-за заключения ВВК. А исчерпывающий список причин говорит о том, что законодатель допускает мысль о том, что перечень может быть дополнен иными обстоятельствами в жизни человека, подавшим ходатайство об освобождении от военных сборов.
Порядок освобождения от военных сборов предполагает наличие законных обстоятельств, позволяющих не идти на так называемую военную переподготовку. Об этом говорит статья 55 ФЗ.
Многие граждане беспокоиться по поводу того, что будет с его рабочим местом в период отсутствия. На законных основаниях происходит освобождение от работы на военные сборы в России. Работодатель издает приказ. Если человека незаконно уволят: бывали такие претенденты, смело можно обращаться в суд. Но часто до него дело не доходит. К юристам обращаются мужчины, которые работают в разных областях. В последний раз мужчина трудился в логистике. Ушел на сборы. Некоторое время отсутствовал, но, когда возвратился на работу, вместо приветствия услышал о написании заявления на увольнение. С этим не согласился и обратился к юристу. Когда стали разговаривать с работодателем, последний в свое оправдание начал говорить о том, что перевозки не могут ждать логиста. И поэтому ему нашли замену. Но дело уладили мирно. Работодателю пришлось найти аналогичную должность для возвратившегося сотрудника, так как закон на стороне последнего!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 99-ФЗ)
1. От военных сборов освобождаются граждане женского пола.
2. От военных сборов также освобождаются:
а) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время;
б) сотрудники органов внутренних дел, сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
в) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
г) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;
д) плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного флота и флота рыбной промышленности — в период навигации;
е) граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, — в период проведения таких работ;
ж) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
з) граждане, обучающиеся по очной или очно-заочной форме обучения в образовательных организациях;
(пп. «з» в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
и) граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных организациях, — на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации, подготовки дипломной работы;
(пп. «и» в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
к) утратил силу. — Федеральный закон от 05.02.2018 N 10-ФЗ;
л) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
м) граждане, имеющие основания для отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренные подпунктами «а», «б», «б.1», «в», «и», «к» и «л» пункта 1 и пунктом 2 статьи 24 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
н) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации;
о) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), граждане, временно исполняющие обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
(пп. «о» в ред. Федерального закона от 11.03.2006 N 37-ФЗ)
о.1) граждане, представленные в установленном порядке законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве кандидатур высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), — до принятия решения об отклонении представленной кандидатуры или о наделении ее полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
(пп. «о.1» введен Федеральным законом от 11.03.2006 N 37-ФЗ)
п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.
(пп. «п» введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ)
2.1. Граждане, уволенные с военной службы, в течение двух лет со дня увольнения в запас имеют право на освобождение от призыва на военные сборы, за исключением граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 10-ФЗ)
3. Утратил силу с 1 апреля 2010 года. — Федеральный закон от 09.03.2010 N 27-ФЗ.
4. Не подлежат призыву на военные сборы граждане, указанные в пункте 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.
(п. 4 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 99-ФЗ)