Ст. 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» дает определение воинского учета. Это государственная система учета и анализа людских ресурсов, как призывных, так и мобилизационных.
Организация воинского учета в Российской Федерации – многоуровневый процесс, включающий в себя работу должностных лиц в органах исполнительной власти в центре, в регионах, на уровне поселений или городских округов.
В законе РФ, предусматривающей воинскую обязанность, вполне логично вписалась ст. 8 об учете. Он возникает из обязанности мужчин служить в армии. Так можно сказать простыми словами. В государственных органах проводятся мероприятия по сбору, анализу собранных данных. В частности, интересует качественное и количественное состояние людских ресурсов.
Воинский учет в организации, изменения в процессе обеспечиваются нормативно-правовой базой. Это основной закон Российской Федерации, федеральные законы, а также основанные на них подзаконные акты.
Организация воинского учета граждан требует соблюдения формальностей и понимания, кто подлежит учету в военных комиссариатах. Это определенная категория лиц, разделенные по возрастному порогу, а также по иным социальным условиям. Рассмотрим подробно, в отношении кого проводится организация работы по воинскому учету:
При организации воинского учета 2024, как, впрочем, и в предыдущих годах, важно знать, что есть общий и специальный. На специальном учете стоят военнообязанные лица, которые бронируются на периоды мобилизации и военного положения. Кроме того, это сотрудники ФСИН, ФСБ, ОВД, Государственной противопожарной службы. Все остальные лица в России стоят на общем учете.
В связи с мобилизацией вскрылись проблемы организации воинского учета в РФ. В частности, к юристам часто обращаются работодатели, руководители частных фирм, которые совершенно не понимают порядок организации воинского учета граждан. Иное дело – бюджетные учреждения. Обычно в них организуется целый отдел, занимающийся организация призыва на воинский учет, запасниками общего учета. Отметим, общего, но не специального. На этой основе на каждого из лиц мужского пола, а также на женщин, заводится карточка. Сотрудники организации ее заполняют на каждого из сотрудников. Порядок организации воинского учета требует отчета в военкоматах.
А представители небольших фирм спрашивают о том, где же написана их обязанность вести воинский учет в организации в 2024. Юрист подскажет, что это нужно делать не только в этом году. Обязанность заложена в статье 8 рассматриваемого нами закона. А вот ответственность за несоблюдение нормы права – в главе 21 КОАП РФ. В частности, кодифицированный закон предусматривает для горе-руководителей штрафы. И весьма немаленькие, особенно для ИП. Это следует учитывать при ведении воинского учета в компаниях.
Если руководителям фирм интересны рекомендации по ведению воинского учета в организациях, то лучше начать его вести (у кого нет), найти военкомат по месту нахождения юридического лица и начать сотрудничать с ним.
Что касается призывников, то фед.закон достаточно четко и подробно расписывает критерии, под которые подпадает конкретный человек. В ст. 8 организация воинского учета расписана в общем, для всех граждан. По понятным причинам, конкретные случаи закон охватить не в состоянии. Если, например, человек служить не сможет по состоянию здоровья, он проходит медицинскую комиссию. Его признаю негодным по положениям ФЗ.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8
— Гражданин обжалует привлечение к ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету
1. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 343-ФЗ)
1.1. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на должностях рядового и начальствующего состава, а также проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ
2. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания.
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 30.11.2011 N 343-ФЗ)
Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.
(абзац введен Федеральным законом от 06.02.2019 N 8-ФЗ)
Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.
(абзац введен Федеральным законом от 06.02.2019 N 8-ФЗ)
Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее — структурные подразделения).
(абзац введен Федеральным законом от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета в поселениях, муниципальных и городских округах, на территориях которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответственно органам местного самоуправления поселений, органам местного самоуправления муниципальных округов и органам местного самоуправления городских округов.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета в отдельных населенных пунктах муниципальных округов, на территориях которых имеются структурные подразделения военных комиссариатов, передаются органам местного самоуправления таких муниципальных округов для реализации на территориях указанных населенных пунктов (за исключением населенных пунктов, на территориях которых данные полномочия осуществляются структурными подразделениями военных комиссариатов).
(Абзац утратил силу. -в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
Совокупность полномочий, указанных в абзацах пятом и шестом настоящего пункта, именуется первичным воинским учетом. Первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов в отношении граждан, проживающих или пребывающих на территориях соответствующих муниципальных образований, либо органами местного самоуправления муниципальных округов в отношении граждан, проживающих или пребывающих в отдельных населенных пунктах муниципальных округов (за исключением населенных пунктов, на территориях которых воинский учет осуществляется структурными подразделениями военных комиссариатов). Осуществление первичного воинского учета организуют местные администрации (исполнительно-распорядительные органы) указанных муниципальных образований.(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений, органы местного самоуправления муниципальных округов и органы местного самоуправления городских округов вправе:
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 288-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 29.12.2017 N 444-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
3. Воинский учет граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляется указанными органами в том же порядке, который определен настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.09.2005 N 125-ФЗ)
4. Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 06.02.2019 N 8-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 313-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 192-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 445-ФЗ)
5. Сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержащихся в документах воинского учета, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 445-ФЗ)
5.1. Гражданам, состоящим на воинском учете, выдается один из документов воинского учета:
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 445-ФЗ)
6. Порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 248-ФЗ)
Как заполнить карточку учета организации по воинскому учету (форма N 18) для районной комиссии
7. Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
8. Граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации и изъявившие желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, могут быть поставлены на воинский учет в порядке, определяемом Положением о воинском учете, при условии заключения и ратификации Российской Федерацией соответствующих международных договоров.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)