ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, ОТНОСИТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К ПРИЗЫВУ НА СРОЧНУЮ СЛУЖБУ В ВС РФ
Статья 8. Организация воинского учета (изменения и порядок)
Кнопка №1

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8

— Гражданин обжалует привлечение к ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету

1. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;проходящих военную службу;
    (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 343-ФЗ)
  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

1.1. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на должностях рядового и начальствующего состава, а также проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ

2. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания.
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 30.11.2011 N 343-ФЗ)

Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.
(абзац введен Федеральным законом от 06.02.2019 N 8-ФЗ)

Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.
(абзац введен Федеральным законом от 06.02.2019 N 8-ФЗ)

Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее — структурные подразделения).
(абзац введен Федеральным законом от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета в поселениях, муниципальных и городских округах, на территориях которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответственно органам местного самоуправления поселений, органам местного самоуправления муниципальных округов и органам местного самоуправления городских округов.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета в отдельных населенных пунктах муниципальных округов, на территориях которых имеются структурные подразделения военных комиссариатов, передаются органам местного самоуправления таких муниципальных округов для реализации на территориях указанных населенных пунктов (за исключением населенных пунктов, на территориях которых данные полномочия осуществляются структурными подразделениями военных комиссариатов).

(Абзац утратил силу. -в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

Совокупность полномочий, указанных в абзацах пятом и шестом настоящего пункта, именуется первичным воинским учетом. Первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов в отношении граждан, проживающих или пребывающих на территориях соответствующих муниципальных образований, либо органами местного самоуправления муниципальных округов в отношении граждан, проживающих или пребывающих в отдельных населенных пунктах муниципальных округов (за исключением населенных пунктов, на территориях которых воинский учет осуществляется структурными подразделениями военных комиссариатов). Осуществление первичного воинского учета организуют местные администрации (исполнительно-распорядительные органы) указанных муниципальных образований.(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений, органы местного самоуправления муниципальных округов и органы местного самоуправления городских округов вправе:
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)

  • запрашивать у организаций и граждан информацию, необходимую для занесения в документы воинского учета;
  • вызывать граждан по вопросам воинского учета и оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
    (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
  • определять порядок оповещения граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
    (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
  • определять порядок приема граждан по вопросам воинского учета;
  • запрашивать у военных комиссариатов разъяснения по вопросам первичного воинского учета;
    (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
  • вносить в военные комиссариаты предложения о совершенствовании организации первичного воинского учета.
    (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
  • При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений, органы местного самоуправления муниципальных округов и органы местного самоуправления городских округов обязаны:
    (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
  • осуществлять сбор, хранение и обработку сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области персональных данных и Положением о воинском учете. Состав сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, и форма учета таких сведений определяются Положением о воинском учете;
  • поддерживать сведения, содержащиеся в документах первичного воинского учета, в актуальном состоянии и обеспечивать поддержание в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета. При этом информация об изменении сведений, содержащихся в документах воинского учета, должна направляться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня ее получения;
    (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
  • направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
    (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
  • организовывать и обеспечивать постановку на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, при их переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
    (в ред. Федеральных законов от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ)
  • осуществлять сбор информации о прохождении гражданами медицинского обследования при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, медицинского освидетельствования ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
    (в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 288-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 29.12.2017 N 444-ФЗ)
  • представлять в военный комиссариат ежегодно до 1 октября списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, по форме, установленной Положением о воинском учете;
    (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
  • организовывать и обеспечивать своевременное оповещение граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
    (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
  • вести прием граждан по вопросам воинского учета.
  • Координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за осуществлением переданных полномочий осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в порядке, определяемом Положением о воинском учете.
  • Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в федеральном бюджете.
    (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
  • Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений, органам местного самоуправления муниципальных округов и органам местного самоуправления городских округов из федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
    (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
  • Объем средств, предоставляемых в виде субвенций бюджетам поселений, бюджетам муниципальных округов и бюджетам городских округов, определяется исходя из численности граждан, состоящих на первичном воинском учете на соответствующих территориях по состоянию на 31 декабря года, предшествующего отчетному, и утвержденной Правительством Российской Федерации методики расчета норматива соответствующих затрат.
    (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
  • Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации для последующего перечисления в бюджеты поселений, бюджеты муниципальных округов и бюджеты городских округов.(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
  • Порядок расходования и учета субвенций, а также изъятия переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
  • Органы местного самоуправления поселений, органы местного самоуправления муниципальных округов и органы местного самоуправления городских округов ежеквартально представляют в специально уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).
    (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
  • Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).
  • Средства на реализацию полномочий на осуществление первичного воинского учета носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
  • Контроль за расходованием субвенций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, Счетной палатой Российской Федерации, а также специально уполномоченными органами субъектов Российской Федерации.
  • Осуществление органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета в соответствии с абзацем пятым настоящего пункта прекращается в случае создания на территории поселения, муниципального округа или городского округа структурного подразделения военного комиссариата.
    (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
  • Осуществление органами местного самоуправления муниципальных округов первичного воинского учета в соответствии с абзацем шестым настоящего пункта прекращается в случае создания на территориях соответствующих населенных пунктов структурных подразделений военных комиссариатов.
    (абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
  • В случаях, указанных в абзацах тридцать пятом и тридцать шестом настоящего пункта, осуществление органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения основания для прекращения осуществления таких полномочий.
    (абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
  • Прекращение осуществления органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета влечет за собой прекращение предоставления соответствующих субвенций местным бюджетам и возврат их неиспользованных остатков в федеральный бюджет в целях финансового обеспечения осуществления соответствующих полномочий.
    (абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 285-ФЗ)
    (п. 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

3. Воинский учет граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляется указанными органами в том же порядке, который определен настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.09.2005 N 125-ФЗ)

4. Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:

  • фамилия, имя и отчество;
  • дата рождения;
  • место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания;
    (в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 06.02.2019 N 8-ФЗ)
  • наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
    (абзац введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
  • семейное положение;
  • образование;
  • место работы (учебы);
    (в ред. Федерального закона от 06.02.2019 N 8-ФЗ)
  • годность к военной службе по состоянию здоровья;
  • профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
  • основные антропометрические данные;
  • прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
  • прохождение военных сборов;
  • владение иностранными языками;
  • наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
  • наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания;
    (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 313-ФЗ)
  • возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
  • наличие судимости;
  • признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии;
    (абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ)
  • бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время;
  • пребывание в мобилизационном людском резерве;
    (абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
  • наличие освобождения или отсрочки от призыва на военную службу с указанием соответствующего положения настоящего Федерального закона, на основании которого они предоставлены, а также даты заседания призывной комиссии, на котором было принято решение об освобождении от призыва на военную службу или о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, и номера протокола этого заседания;
    (абзац введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 192-ФЗ)
  • иные (в том числе биометрические) персональные данные, определенные Положением о воинском учете.
    (абзац введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 445-ФЗ)

5. Сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержащихся в документах воинского учета, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 445-ФЗ)

5.1. Гражданам, состоящим на воинском учете, выдается один из документов воинского учета:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
  • военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • справка взамен военного билета.
  • Органы, осуществляющие воинский учет, вправе с согласия граждан выдавать им помимо документов, указанных в абзацах втором — четвертом настоящего пункта, также персональные электронные карты.
    (п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 445-ФЗ)

6. Порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 248-ФЗ)
Как заполнить карточку учета организации по воинскому учету (форма N 18) для районной комиссии

7. Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

8. Граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации и изъявившие желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, могут быть поставлены на воинский учет в порядке, определяемом Положением о воинском учете, при условии заключения и ратификации Российской Федерацией соответствующих международных договоров.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

Записаться на бесплатный разбор вашей ситуации

Организация воинского учета в РФ - рекомендации эксперта

Ст. 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» дает определение воинского учета. Это государственная система учета и анализа людских ресурсов, как призывных, так и мобилизационных.

Организация воинского учета в Российской Федерации – многоуровневый процесс, включающий в себя работу должностных лиц в органах исполнительной власти в центре, в регионах, на уровне поселений или городских округов.

В законе РФ, предусматривающей воинскую обязанность, вполне логично вписалась ст. 8 об учете. Он возникает из обязанности мужчин служить в армии. Так можно сказать простыми словами. В государственных органах проводятся мероприятия по сбору, анализу собранных данных. В частности, интересует качественное и количественное состояние людских ресурсов.

Воинский учет в организации, изменения в процессе обеспечиваются нормативно-правовой базой. Это основной закон Российской Федерации, федеральные законы, а также основанные на них подзаконные акты. 

Организация воинского учета граждан требует соблюдения формальностей и понимания, кто подлежит учету в военных комиссариатах. Это определенная категория лиц, разделенные по возрастному порогу, а также по иным социальным условиям. Рассмотрим подробно, в отношении кого проводится организация работы по воинскому учету:

  1. Мужчины возрастом от 18 до 30 лет, потенциальные призывники.
  2. Мужчины-запасники.
  3. Женщины женского пола с военно-учетной специальностью.

При организации воинского учета 2024, как, впрочем, и в предыдущих годах, важно знать, что есть общий и специальный. На специальном учете стоят военнообязанные лица, которые бронируются на периоды мобилизации и военного положения. Кроме того, это сотрудники ФСИН, ФСБ, ОВД, Государственной противопожарной службы. Все остальные лица в России стоят на общем учете.

В связи с мобилизацией вскрылись проблемы организации воинского учета в РФ. В частности, к юристам часто обращаются работодатели, руководители частных фирм, которые совершенно не понимают порядок организации воинского учета граждан. Иное дело – бюджетные учреждения. Обычно в них организуется целый отдел, занимающийся организация призыва на воинский учет, запасниками общего учета. Отметим, общего, но не специального. На этой основе на каждого из лиц мужского пола, а также на женщин, заводится карточка. Сотрудники организации ее заполняют на каждого из сотрудников. Порядок организации воинского учета требует отчета в военкоматах.

А представители небольших фирм спрашивают о том, где же написана их обязанность вести воинский учет в организации в 2024. Юрист подскажет, что это нужно делать не только в этом году. Обязанность заложена в статье 8 рассматриваемого нами закона. А вот ответственность за несоблюдение нормы права – в главе 21 КОАП РФ. В частности, кодифицированный закон предусматривает для горе-руководителей штрафы. И весьма немаленькие, особенно для ИП. Это следует учитывать при ведении воинского учета в компаниях.

Если руководителям фирм интересны рекомендации по ведению воинского учета в организациях, то лучше начать его вести (у кого нет), найти военкомат по месту нахождения юридического лица и начать сотрудничать с ним. 

Что касается призывников, то фед.закон достаточно четко и подробно расписывает критерии, под которые подпадает конкретный человек. В ст. 8 организация воинского учета расписана в общем, для всех граждан. По понятным причинам, конкретные случаи закон охватить не в состоянии. Если, например, человек служить не сможет по состоянию здоровья, он проходит медицинскую комиссию. Его признаю негодным по положениям ФЗ.    

Кнопка №1
Виртуальные врачи оценят твои шансы не пойти в армию по состоянию здоровья. Пройти тест
Чат с реальными юристами и врачами компании. Бесплатная консультация. Написать в мессенджер
});